Воскресенье, 23 июля 2017
Воскресенье, 23 июля 2017

Реальная английская старушенция


Есть фильмы, которые просто необходимо обязательно посмотреть. Не для того чтобы почерпнуть мораль, не для того чтобы узнать что-то новое, не для того чтобы чему-то научиться. А просто для того чтобы лучше понимать мир вокруг себя.

Реальная английская старушенция

Официально фильм «Леди в фургоне» обозначается как биографическая драма, закрученная вокруг удивительного персонажа гениально сыгранного уникальной британской актрисой Мэгги Смит. Но тут можно увидеть и элементы ситуационной, хотя и грустной, но комедии. А все началось с того, что на тихой английской улочке с элитарными, или претендующими на элитарность жителями, припарковался некий фургон. Не просто микроавтобус, а на самом деле дом, в котором живет настоящая старая бомжиха, воняющая луком и мочой. Жители сразу возмутились и потребовали, чтобы она убралась с их добропорядочной улицы. Но нашелся человек – драматург и прозаик. Он конечно не добрый самаритянин. Но что-то подвигло его разрешить поставить фургон у себя во дворе, покупать вздорной старухе продукты и другие нужные ей вещи, убирать за ней мусор и дезинфицировать свой туалет после каждого ее визита туда. И так целых 15 лет. Притом, что бабушка была постоянно всем недовольна.

Главная героиня фильма, мисс Шеперд, да и вся эта история в большей степени авторская автобиографическая саморефлексия, откровенная исповедь драматурга и прозаика Алана Беннета. И это очень английская история. Потому что англичане на самом деле весьма специфичная нация, как и английский юмор. Вспомните, к примеру, серию фильмов про ужасную няню Мак-Фи. Очень ясно выражают эту мысль слова самого Беннета: «Мы, англичане, – таковы, какими хотели бы быть».

На протяжении всего фильма мы видим как гнев хозяина дома, откровенно провоцируемый сумасбродной старухой, растворяется в диалогах с самим собой. Алан Беннет постоянно сам с собой спорит и сам себе доказывает: с одной стороны как обычный человек, с другой как писатель. Один живет, второй записывает. Жить ему с обоими «я» не просто, а приходится. Жару в огонь добавляют соседи. Алан пытается помочь мисс Шеперд вернуться к нормальной с его точки зрения жизни. Но она не поддается на его уловки и с агрессией встречает его попытки выяснить подробности ее жизни. По крохам собирает Беннет подробности ее биографии, находит ее брата, поместившего ее в сумасшедший дом, откуда она и сбежала. Но она на самом деле не сумасшедшая. У нее просто всегда и на все есть свое мнение, и считаться с чужим она не намерена. Единственное что усмиряет ее непокорный дух – это звуки пианино. И то ненадолго. До конца разрешить загадку ее жизни Беннет смог только после ее смерти, и узнать с каких высот она свалилась в эту бездну, благодаря своему непростому характеру.

Реальная английская старушенция

Только за одну дважды оскароносную и кавалерственную даму Мэгги Смит, так органично воплотившую сначала в спектакле, а затем и в кино образ мисс Шеперд этот фильм заслуживает гораздо больше внимания, чем уделил ему мировой кинопрокат. Это целая бездна величественного достоинства в нищенском обличье, но вместе с этим наполненное тем тонким и специфичным юмором, который все привыкли называть английским. Там нет ни капли смирения, нет робости. Она может довольно жестко ожечь полицейского, который неосторожно поинтересовался, что делает леди в ночной рубашке и плаще в районе дорогих бутиков.

Аллан Беннет – автор целой серии скетчей «говорящие головы». И в жизни, и в фильме он выступал с ними на радио, затем покорил и телевидение. Это самые настоящие зарисовки от лица реальных людей. Он наблюдал за людьми, запоминал слова и поступки и делал их материалом своих историй. Он не пощадил даже родную мать, которую сдал в приют когда она впала в старческое слабоумие. Мисс Шеперд услышала этот сюжет по радио и выругала автора, предсказав что ее он тоже вставит в свои гадкие истории. И оказалась права. Шеперд с лихвой отплатила Алану Беннету за гостеприимство и милосердие. Он не только включил ее в «говорящие головы», но и написал о ней пьесу, много лет ставившуюся в Национальном театре, потом написал сценарий – и вот теперь мы можем увидеть фильм – «Леди в фургоне».

Режиссером стал Николас Хайтнер, прежде ставивший эту пьесу, как впрочем и другие беннетовские произведения, в театре. А Мэгги Смит, как мы уже говорили ,исполняла роль мисс Шеперд и в театре, и на радио вместе с Алексом Дженнингсом. Ну и осталось только добавить, что снимали эту реальную историю в том самом месте и том самом доме, где она произошла на самом деле.

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Otvetikovich.ru